Издание журнала без регистрации

Регистрация научных журналов в качестве СМИ

Издание журнала без регистрации

Казалось бы, научное сообщество живет своей жизнью. Но даже для для него законодательством установлены требования к сетевым площадкам и печатным изданиям для публикации исследований и других работ. В этой статье расскажем о том, что относится к научным журналам, почему их нужно регистрировать как СМИ и на что обратить внимание при подготовке документов для подачи в Роскомнадзор.

Что отличает научные журналы

К научным относят периодические издания в электронном или печатном виде, в которых статьи перед публикацией обязательно рецензируются: проходят проверку независимыми экспертами ─ специалистами в этой же теме. Это позволяет избежать ошибок и недостоверной информации. 

Минобрнаука Приказом от 12.12.2021 № 1586 утвердила требования к формированию перечня ВАК ─ рецензируемых научных изданий. Среди них:

  • Особое содержание журналов, в них должны печатать статьи, обзоры, рецензии, отзывы, результаты диссертаций на соискание степеней кандидатов и докторов наук.
  • Условие для выбора экспертов ─ у рецензентов, которые проверяют тексты, должны быть опубликованы статьи по схожей тематике в течение 3 лет до момента оценки.
  • Выпуск и сдача обязательного экземпляра издания в ИТАР-ТАСС или научно-технический центр «Информрегистр» не менее двух лет до момента подачи заявления на включение в перечень ВАК. 
  • Обязательная регистрация издания в РИНЦ (Российском индексе научного цитирования).
  • Требование к редколлегии или редакционному совету ─ в их состав должны входить не менее восьми научных и педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу со степенями кандидатов или докторов наук, которые внесли значительный вклад в соответствующую сферу знаний.
  • Наличие ISSN ─ международного стандартного номера сериального издания. 
  • Обязательная регистрация издания в качестве СМИ.

Если вам не нужно в перечень ВАК, то сетевые издания не надо регистрировать как СМИ, а для печатных журналов эта процедура необязательна только при тираже менее 1000 экземпляров. Когда тираж больше, придется зарегистрировать СМИ.

На что обратить внимание при подготовке документов в Роскомнадзор

Подробно о документах и процедуре мы рассказывали в статье «Регистрация СМИ: тонкости процесса», поэтому остановимся только на особенностях заполнения документов для научных журналов. 

В заявлении на регистрацию СМИ надо обратить внимание на периодичность и язык научного журнала.

Периодичность. Согласно требованию Минобрнауки, у научных изданий должно выходить не менее восьми выпусков за два года, поэтому в заявлении на регистрацию можно указать один из вариантов:

  • четыре раза в год;
  • другую периодичность за год, но за два года надо все-таки выпустить минимум восемь номеров.

Остановимся на втором варианте.

Например, в первый год издания журнала вы выпустите только три номера и именно столько укажете в заявлении на регистрацию СМИ, тогда на второй год нужно издать хотя бы пять номеров, чтобы соответствовать требованиям Минобрнауки.

Чтобы не было вопросов со стороны Роскомнадзора, на второй год надо отправить в подразделение ведомства, в котором СМИ было зарегистрировано Уведомление об изменении периодичности. Для получения формы документа нажмите на кнопку ниже.

Скачайте Уведомление об изменениях

Язык научного журнала. В заявлении на регистрацию СМИ надо сразу указать, что научное издание будет использовать не только русский, но и английский язык. Это следует из таких требований Минобрнауки:

  • Обязательное наличие ключевых слов и аннотации на русском и английском языках к каждой статье.
  • На официальном сайте журнала информация об издательстве, главном редакторе, составе редколлегии, контакты и другие данные должны быть размещены и на русском, и на английском языках.

Если в заявлении на регистрацию этого не будет, то в дальнейшем придется проходить процедуру перерегистрации ─ внесения изменений в реестр зарегистрированных СМИ. А это значит снова собирать документы на регистрацию, платить госпошлину и предоставлять Устав редакции или заменяющий его договор.

Перед отправкой Устава в Роскомнадзор проверьте документ по нашему чек-листу.

Скачайте чек-лист для проверки Устава редакции СМИ

Ответы на частые вопросы от редакций научных журналов

Вопрос 1. Печатное научное издание из перечня ВАК выпускают несколько лет. Поскольку на содержание сетевого варианта нужно меньше средств, было принято решение «уйти» в интернет. Что делать в этом случае?

Ответ: нужно пройти процедуру перерегистрации и изменить форму с печатной на сетевую. 

Вопрос 2. Нужно ли для получения ISSN свидетельство о регистрации СМИ?

Ответ: не нужно. ISSN можно получить параллельно с подачей документов в Роскомнадзор или раньше.

Вопрос 3. Журнал выпускают несколько лет и отправляют обязательный экземпляр в ИТАР-ТАСС. Было принято решение включить это издание в перечень ВАК, для этого зарегистрировать его в качестве СМИ. С какого момента ВАК будет считать продолжительность работы издания: с момента регистрации СМИ или первого выпуска журнала.

Ответ: с той даты, когда издание начали выпускать. Но зарегистрировать журнал как СМИ нужно до подачи документов в ВАК.

Источник: http://lawinweb.ru/registracziya-nauchnykh-zhurnalov-v-kachestve-smi/

Регистрация средства массовой информации

Издание журнала без регистрации

Итак, если вы решили заняться издательской деятельностью или деятельностью в области телевизионного и (или) радиовещания, необходимо понимать, что такая деятельность подлежит регистрации в установленном законом порядке.

Вместе с тем, в некоторых случаях регистрация не требуется, например, когда вы планируете распространять периодическое печатное издание (газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание) тиражом менее одной тысячи экземпляров или аудио- и видеопрограммы в записи тиражом не более десяти экземпляров.

Также следует отметить, что сайт в сети «Интернет» может быть зарегистрирован как сетевое издание, однако делать это не обязательно, так как зависит от того, какие цели вы в итоге преследуете. В тоже время сайт, не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является.

Учредителями средства массовой информации могут быть как физические, так и юридические лица.

Управление средством массовой информации осуществляет редакция этого средства массовой информации, поэтому тут необходимо сразу сделать оговорку. Если от деятельности средства массовой информации вы планируете получать доход, то редакция должна быть юридическим лицом, т.к. сам факт регистрации средства массовой информации не наделяет редакцию статусом юридического лица.

Для регистрации средства массовой информации в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) или в ее территориальный орган учредителю необходимо предоставить заявление, в котором указываются:

  • Сведения об учредителе (соучредителях);
  • Наименование (название) средства массовой информации (должно быть уникальным, т.к. регистрация средства массовой информации с теми же наименованием (названием) и формой распространения не допускается);
  • Язык (языки) распространения;
  • Адрес редакции;
  • Форма периодического распространения (теле-, видео-, аудио-, радио-, кинохроникальная программа, теле-, радиоканал, периодическое печатное издание, сетевое издание и проч.);
  • Предполагаемая территория распространения (данный фактор также влияет на размер государственной пошлины);
  • Примерная тематика и (или) специализация;
  • Предполагаемая периодичность;
  • Максимальный объем (для периодических печатных изданий – количество страниц, формат и тираж; для теле-, радио-, видео-, аудио-, кинохроникальной программы, теле-, радиоканала – единицы измерения времени; для сетевых изданий и электронных периодических изданий – соответствующие единицы измерения информации (например, байты);
  • Источники финансирования;
  • Сведения о том, является ли учредитель в отношении других средств массовой информации учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем;
  • Доменное имя сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (для сетевого издания);
  • Контактная информация.

К заявлению необходимо приложить следующие документы:

  1.  Заверенную нотариусом копию паспорта – если учредитель физическое лицо;
  2. Копии учредительных документов (могут быть заверены самим юридическим лицом или нотариусом) – если учредитель юридическое лицо;
  3. Выписку из реестра акционеров, список участников общества с ограниченной ответственностью – если учредитель юридическое лицо;
  4. Копии документов, подтверждающих право использования доменного имени сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет при учреждении сетевого издания (могут быть заверены юридическим лицом или нотариусом);
  5. Заверенную нотариусом копию страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (страхового свидетельства государственного пенсионного страхования) – если учредитель физическое лицо;
  6. Квитанцию об оплате государственной пошлины.

Для регистрации средства массовой информации, осуществляющего вещание (теле- или радиоканал), также необходимо предоставить уведомление о соблюдении статьи 19.1 Закона РФ «О средствах массовой информации».

Заявление о регистрации средства массовой информации рассматривается Роскомнадзором (его территориальным органом) в течение тридцати рабочих дней после чего, при отсутствии оснований для отказа в регистрации, в реестр зарегистрированных средств массовой информации вносится соответствующая запись, а учредителю выдается (направляется посредством почтового отправления) выписка из этого реестра.

Финансовые затраты состоят из:

1. Государственной пошлины (от 800 руб. до 80 000 руб.);

Приведу размеры гос.пошлины за сми в виде таблицы:

Неспециализированное СМИ

СМИ образовательного и культурно-просветительского характера, а также издания для детей, подростков и инвалидов

Рекламное СМИ

Эротическое СМИ

Распространение продукции на всей территории РФ и за ее пределами

8 000 руб.

1 600 руб.

40 000 руб.

80 000 руб.

Распространение продукции на территории субъекта РФ, территории муниципального образования

4 000 руб.

800 руб.

20 000 руб.

40 000 руб.

Распространение продукции на территориях двух и более субъектов РФ

8 000 руб.

1 600 руб.

40 000 руб.

80 000 руб.

2. Нотариальных расходов (от 1 500 руб.) в случае если учредитель – физическое лицо.

3. Если подача будет по  нотариальной доверенности, тогда еще около 1500 рублей.

Стоимость регистрации СМИ 

Если необходимо с гарантией зарегистрировать средство массовой информации, можно поручить подготовку документов и полное сопровождение регистрации нашим юристам.

Стоимость регистрации средства массовой информации составляет 9500 рублей.

5 главных ошибок при регистрации СМИ

  1. При регистрации сетевого издания в заявлении неверно указана территория распространения.

    К сайту в сети «Интернет» имеется доступ из любого места, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, следовательно, для сетевых изданий территория распространения указывается в заявлении следующим образом: «Российская Федерация, зарубежные страны».

  2. Наименование (название) и форма распространения регистрируемого средства массовой информации совпадает с уже зарегистрированным средством массовой информации.
  3. При учреждении средства массовой информации несколькими лицами (соучредителями) ошибочно подаются заявления на каждого учредителя в отдельности.

    Необходимо заполнять и подавать одно общее заявление с указанием в заявлении сведений обо  всех соучредителях. 

  4. Государственная пошлина оплачена неуполномоченным лицом. В соответствии со статьей 333.17 НК РФ государственная пошлина должна быть уплачена лицом, обратившемся за совершением юридически значимых действий.

  5. При учреждении средства массовой информации, осуществляющей вещание, не соблюдены требования статьи 19.1 Закона РФ «О средствах массовой информации» и не приложены документы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.10.2015 № 1107.

С момента регистрации средства массовой информации у редакции и учредителя возникают права и обязанности. Некоторые права и обязанности появляются с момента утверждения устава редакции, копию которого необходимо направить в Роскомнадзор в течение трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) зарегистрированного средства массовой информации.

Каждый выпуск средства массовой информации должен содержать выходные данные, а распространение продукции средства массовой информации допускается только после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет (в эфир).

На редакцию радио-, телепрограммы, а также на организации по производству телерадиопродукции и телерадиовещательные организации, возлагаются дополнительные обязанности (например, сохранение материалов передач, вышедших в эфир в записи, фиксирование в регистрационном журнале передач, вышедших в эфир и др.).

Учредитель вправе приступить к производству продукции средства массовой информации в течение одного года со дня регистрации средства массовой информации. В случае пропуска этого срока регистрация средства массовой информации признается недействительной.

Источник: https://premier-partner.ru/article/Registraciya_SMI

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.