Защита прав образовательной организации

Содержание

Права и обязанности родителей в области образования – законы и нормативные акты

Защита прав образовательной организации

Права родителей в образовании в Российской Федерации регулируются Конституцией, Семейным кодексом, где содержатся базовые права и обязанности по воспитанию детей, а также и иными федеральными законами.

Кроме того, некоторые положения могут быть в подзаконных актах. Так, школы и другие образовательные организации могут выпускать собственные локальные акты, которым ученики и родители должны следовать.

 

Рассмотрим подробнее основные правовые источники.

Конституция 

Конституция Российской Федерации устанавливает общие положения об образовании, которые действуют на территории всей страны. Этому посвящена  статья 43. 

Пункт 1. Каждый имеет право на образование.Пункт 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.Пункт 3.

Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.Пункт 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Пункт 5.

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Что это значит

В Конституции право на образование признано естественным и неотъемлемым в числе других прав и свобод человека. Образование можно получать бесплатно на конкурсной основе — даже в вузах. Конституция отмечает, что ребёнок должен освоить как минимум 9 классов школьной программы. В обязанности родителей в образовании входит это обеспечить. 

Федеральные государственные образовательные стандарты, которые упоминаются в пятом пункте, представляют собой совокупность обязательных требований к образованию различных уровней — от детских садов до курсов повышения квалификации.

Их можно сравнить с нормативами в спорте или ГОСТами для продуктов. По ним пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ.

Иначе говоря, Стандарты — это фундамент образовательного процесса.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) обновляются примерно раз в 10 лет. Новые ФГОС будут утверждены в конце 2021 года, а во втором квартале 2021 завершится работа по обновлению основных школьных программ. Окончательный переход на новые ФГОС запланирован на сентябрь 2021 года. Подробнее о том, какие изменения ждут школьников, читайте в нашей статье. 

Семейный кодекс

В Семейном кодексе есть статья 63, которая называется «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей». Она содержит два основополагающих пункта. 

Пункт 1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Пункт 2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учётом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Закон «Об образовании в Российской Федерации»

В этом Федеральном законе права родителей несовершеннолетних в сфере образования описываются в четвёртой главе. Основной текст закона посвящён правам самих обучающихся, а вот что говорится о родителях. 

Обязанность воспитывать детей

Согласно закону, родители обязаны «заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка». Органы власти и образовательные организации призваны помогать родителям. 

Обязанность обеспечить получение детьми общего образования также возлагается на родителей. 

Обязанность соблюдать правила

Если ребёнок учится в школе, родители должны подчиняться внутреннему распорядку образовательной организации. 

В обязанности также входит уважение чести и достоинства работников школы и других обучающихся. 

Право выбирать форму обучения

Закон, как и Семейный кодекс, позволяет родителям выбирать формы получения образования для детей, в том числе семейную: они могут «дать ребёнку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье». С 1 по 9 класс такое образование называется семейным, а в 10-11 — самообразованием. 

При этом ребёнок вправе вернуться с домашней формы обучения на очную в любой момент. 

Право получать информацию

Можно ознакомиться с уставом образовательной организации и всей учебно-программной документацией, а также запросить лицензию на образовательную деятельность и свидетельство об аккредитации, если те не опубликованы на сайте.

Родителей должны уведомлять о любых обследованиях (например, психологических), которые проводятся у школьников, и получать от них согласие либо отказ.

Родители имеют право ознакомиться с содержанием образовательного курса, методами обучения и воспитания, технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей.

Право участвовать в управлении школой

Согласно Федеральному закону «Об образовании», права родителей включают в себя право на участие в школьной жизни, но только в соответствии с внутренним распорядком.

Право защищать интересы ребёнка

Мама и папа могут отстаивать права обучающегося методами, не противоречащими нормам права и морали. 

Что делать, если права ребёнка нарушаются

Согласно статье 45 закона «Об образовании в РФ», родители направляют обращения о нарушении своих и детских прав в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. 

Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создаётся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

                                                              Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

К сожалению, права школьника нарушаются нередко. Типичная ситуация: ученика не пустили на урок по причине опоздания или отсутствия школьной формы.

Скорее всего, оба случая действительно являются нарушениями локального устава школы, но педагог не имеет права наказывать за них недопуском до занятия.

Если ученик не был допущен на урок, то родители могут написать жалобу директору школы, в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования, в прокуратуру.

Часто детей привлекают к так называемым субботникам — генеральной уборке класса, здания школы, территории.

Но в статье 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается». Если родитель не давал согласия, это правонарушение, и необходимо написать жалобу на имя директора. 

Иногда права родителей и детей на семейном образовании нарушаются, когда школа отказывает хоумскулеру в прикреплении. По закону любая лицензированная и аккредитованная школа обязана принять ученика на семейной форме обучения, если это не противоречит её локальным актам.

На практике это порой нарушается. Конечно, можно обратиться в другую школу, что это не всегда возможно.

Если образовательное учреждение единственное во всём районе (посёлке, городе) или вы заинтересованы в прикреплении к конкретной школе, запросите у директора письменный отказ с указанием причины.

‍С этим документом и просьбой привести устав школы к соответствию федеральному законодательству обратитесь в районный отдел образования или департамент по образованию вашего региона. Ведь все образовательные учреждения должны подчиняться закону «Об образовании», а в нём чётко зафиксировано право обучаться в семье и сдавать аттестации экстерном (статьи 17 и 34 соответственно). 

Резюме

Права и обязанности родителей в образовании, а также самих обучающихся регламентируются Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом, Федеральным законом «Об образовании в РФ» и локальными актами образовательных организаций. 

Родители имеют право выбирать форму обучения для своего ребёнка. В России можно получать образование вне школы. 

Если права нарушаются, можно написать жалобу на имя директора, обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений или прокуратуру. 

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/prava-i-obyazannosti-roditelej-v-obrazovanii

Участники образовательных отношений: кто это, права сторон

Защита прав образовательной организации

Участники образовательных отношений — это ученики и организация, которая дает им знания в нужной области. Разумеется, если копать глубже, то можно выяснить, что на деле участников больше. В этом материале поговорим о том, кого же все-таки можно называть таковыми, и какими правами в образовательных отношениях наделена каждая из сторон.

Участники образовательных отношений

Кто является участниками образовательных отношений

Итак, условно можно поделить участников образовательных отношений на две категории. Какие, узнаем в нижеследующей таблице.

Таблица 1. Члены сторон образовательных отношений

СторонаКто входит
Сторона обучающихсяЧленами данной стороны образовательных отношений являются сами несовершеннолетние или совершеннолетние ученики, которые в дальнейшем получат знания, а также лица, являющиеся их законными представителями, то есть:

  • биологические и приемные родители;
  • усыновители;
  • опекуны и т.д.
  • Сторона обучающаяЧленами данной стороны являются сами образовательные учреждения, а также их представители и работники, которые непосредственно и осуществляют деятельность образовательного характера.

    Участие в любых отношениях подразумевает возникновение законных прав

    Права участников образовательных отношений

    Каждый представитель обозначенных категорий участников образовательных отношений при вступлении в оные получает ряд особенных прав, регулирующийся согласно Федеральному закону «Об образовании», действующему на территории нашей страны. Далее посмотрим, какие права характеризуют все обозначенные ранее группы.

    Какие права имеют учащиеся

    С момента получения статуса учащегося или студента, граждане, которые приступают к образовательному процессу, наделяются следующими правами.

    Выдержка из ФЗ №273 Статьи 34. Основные права обучающихся

    Академические права студентов

    В данную группу прав входит естественная возможность учащихся сделать выбор относительно:

    • организации, которая осуществляет образовательную деятельность, то есть ВУЗа, колледжа, техникума и т.д.;
    • формы обучения в образовательном учреждении, которая определяется уже после получения общего образования или по достижению совершеннолетнего возраста.

    Право на обеспечение требуемых для обучения условий

    Еще одно естественное право лиц, получающих образование, представлено в организации учебного процесса таким образом, чтобы учитывались особенности их развития и состояния здоровья:

    • на физическом уровне;
    • на психическом уровне.

    В перечень требуемых к организации условий входит, как правило, помощь:

    • психологического характера;
    • социально-педагогического плата;
    • безвозмездной коррекции различного характера.

    Участниками образовательных отношений являются: студенты, их официальные представители, педагоги, а также сама организация, на базе коей происходит обучение

    Обучение по индивидуальной системе

    Составление индивидуальных планов обучения – еще одно важное право учащихся, являющихся стороной образовательных отношений. Если они имеют способности к ускоренному освоению программы, то могут претендовать и на сокращенное время обучения, или активный прогресс и переход на следующие уровни программы в обгон остальных учеников.

    То же самое касается и отстающих, являющихся таковыми по причинам объективного характера.

    Самостоятельный выбор обязательных и необязательных образовательных дисциплин

    Учащиеся, при наличии подобной возможности, могут осуществлять самостоятельный выбор среди учебных предметов:

    • как факультативных, то есть для искомого направления подготовки обязательными не являющихся;
    • так и элективных, то есть обязательных.

    К основным дисциплинам также можно добавить дополнительные курсы и прочие модули из списка, предлагаемого для рассмотрения студентам образовательной организацией. Подобные дополнительные курсы чаще всего имеют место быть в организации в качестве своего рода:

    • меры социальной поддержки;
    • стимулирующего к работе фактора.

    Права, которыми наделены законные представители учеников

    Еще одной стороной процесса являются родители (усыновители, опекуны и т.д.), законно представляющие интересы своих чад в возникших между ними и ВУЗом образовательных отношениях.

    Не только у студентов, но и их родителей, имеются законные права, которые обязаны учитывать прочие участники рассматриваемых отношений

    Право на преимущественное воспитание детей

    Рассматриваемое право гласит, что старшие члены семьи, имеющие несовершеннолетних отпрысков, имеют преимущественное право на их:

    Искомое право подразумевает первостепенность обеспечения образования именно несовершеннолетним детям, в обход иных лиц, так как кто, как не родители, должен заложить фундамент личности подрастающего поколения в таких аспектах, как:

    • физическое развитие;
    • нравственное формирование;
    • интеллектуальный рост.

    Право на помощь от органов власти и образовательных организаций

    Федеральный закон нашей страны «Об образовании» гласит, что родителям обязаны содействовать в задаче по воспитанию несовершеннолетних учащихся, а также укреплению их здоровья во всех аспектах, такие инстанции, как:

    • государственные властные структуры;
    • органы местного самоуправления;
    • образовательные учреждения.

    Выдержка из ФЗ №273 Статьи 34. Основные права обучающихся

    Задачами предоставления помощи такого рода являются наиболее эффективные:

    • итоги развития индивидуальных способностей каждого ученика;
    • мероприятия, направленные на коррекцию личностных нарушений, препятствующих здоровому развитию детей.

    Право делать выбор общих образовательных учреждений и программ

    Родители имеют право, до того, как ребенок получит общее основное образование, принимать решение относительно того:

    • в какой организации их отпрыск будет учиться;
    • какова наиболее удобная для него форма обучения;
    • какие иностранные языки будет наиболее разумно освоить в школе;
    • какие факультативы и элективные дисциплины из предлагаемого общеобразовательными учреждениями перечня выбрать.

    При этом, каждый законный представитель ребенка обязуется учитывать в своем выборе:

    • собственный взгляд ребенка;
    • мнение комиссии, производящей оценку личности ребенка с точки зрения критериев психолого-медико-педагогического характера.

    Разумеется, второе мнение важно лишь в том случае, когда для прохождения такой экспертной комиссии появляются основания.

    По закону государственные органы обязаны помогать россиянам воспитывать и обучать детей

    Право самостоятельно дать ребенку образование

    Родитель волен выбирать, пойдет ли его ребенок в детский сад и школу, или получит сведения и воспитание, предлагаемое данными образовательными организациями самостоятельно.

    Таким образом, в домашних условиях родители могут дать ребенку общее образование следующих уровней:

    • начальное;
    • основное;
    • среднее;
    • дошкольное.

    Впрочем, при изменении обстоятельств, при учете мнения ребенка, родители могут впоследствии отдать его на обучение в обучающую организацию, где он незамедлительно станет законным участником образовательных отношений.

    При наличии желания самостоятельно дать ребенку образование, родители могут обучать ребенка дома, своими силами, ориентируясь на государственную программу

    Право на ознакомление с документальной базой учреждения

    Родители или иные законные представители учащихся, имеют право на ознакомление со всеми основными документами организации, такими как:

    • устав образовательного учреждения;
    • лицензия на ведение обучающего процесса;
    • свидетельство о получении аккредитации от государства;
    • учебная программа и составленная по ней сопроводительная и разъясняющая документация;
    • прочие документы, каким-либо образом регламентирующие деятельность организации и ее устройство.

    Право ознакомиться с содержанием образования

    Также имеют право родители учеников ознакомиться с тем, что представляет собой предлагаемой их детям образование, а также методы, согласно которым:

    • будет производиться воспитание детей в рамках образовательного процесса;
    • технологиями, использующимися для осуществления основной деятельности организации.

    Кроме того, родителям также даровано полное право на ознакомление с успеваемостью детей, представленной определенными оценками, назначающимися преподавателями после устного или письменного тестирования усвоения полученных знаний.

    Родители могут получить все данные об оценках ребенка, дабы контролировать его успеваемость

    Право на защиту детей рамках образовательных отношений

    Также согласно закону могут родители защищать законные интересы и права своих подопечных, выступая их представителями, в случае, когда отпрыски еще не достигли возраста в 18 лет, в отношениях с образовательной организацией и конкретными ее сотрудниками.

    С целью защитить права своих детей, то того момента, как те смогут осуществлять данные действия самостоятельно, родители могут:

    • беспрепятственно направлять управляющему составу учреждения, являющегося участников обозначенных ранее отношений, обращения о нарушениях или ущемлениях прав детей;
    • взыскания дисциплинарного характера относительно других обучающихся или их родителей.

    Искомые обращения не могут быть проигнорированы администрацией ВУЗов, а потому, они обязательно будут рассмотрены, и виновники также примут в рассмотрении непосредственное участие.

    Если между участниками образовательных отношений возникли некоторые споры, родители могут составить детям протекцию, обратившись в специализированную комиссию с просьбой разрешить данный вопрос.

    Законные представители наделены возможностью использовать для защиты подопечных иные способы урегулирования проблем, не запрещенные законодательными актами Российской Федерации.

    Родители для защиты детей могут действовать только в рамках закона

    Получать информацию относительно обследований детей

    Родители по закону не просто могут, но и обязаны быть осведомлены о том, какие обследования психологического и педагогического характера планируются к проведению по отношению обучающихся в учреждении студентов. К этому же праву относится такая преференция родителей, как давать согласие или отказываться от данных обследований, и в первом случае получение их результатов.

    Право на управление организаций

    Родители могут принимать частичное участие в процессах управления, имеющих место быть в учреждении, обучающем студентов, в той мере, какую предусматривает устав ВУЗа, колледжа и т.д.

    Присутствовать при экспертном обследовании детей

    Если имеет место быть необходимость осмотра ребенка комиссией экспертов с психологической, медицинской и педагогической точки зрения, то присутствовать на процедуре и впоследствии обсудить с членами комиссии ее результаты, а также получить от них рекомендации, имеет право каждый законный представитель ребенка.

    Опекуны могут участвовать в процедуре обследования детей

    Академические права и свободы педагогических работников и их гарантии подробно изложены в статье 47 закона «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации».

    Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

    Права образовательной организации

    Образовательные организации, как участник отношений интересующего нас характера, имеют не столь солидный перечень прав. Так, им доступно:

    • самостоятельно выбирать содержание дальнейшей программы обучения студентов;
    • выбирать по собственному разумению обеспечение учебно-методического типа;
    • делать выбор в пользу тех или иных реализуемых в рамках процесса передачи знаний образовательных технологий.

    Кроме того, каждый преподаватель имеет право на уважение со стороны учеников, и ведение образовательного процесса в пригодной для этого обстановке.

    Работа учителя связана с постоянными нервными нагрузками. На них возложено большое количество обязанностей, которые уравновешиваются правами, гарантированными им действующим законодательством. В специальной статье подробно рассмотрим права учителя в школе.

    Образовательные отношения подразумевают возникновение у сторон определенного перечня прав

    Заключение

    Образовательные отношения возникают сразу же, как только лицо принимает решение о получении услуг одноименного характера ради последующего применения обретенных знаний на практике.

    Поскольку чаще данными лицами являются дети и молодежь, становятся автоматически участниками обозначенных отношений и их родители.

    В свою очередь, названные лица взаимодействуют с учреждениями, впоследствии предоставляющими знания ученикам, и педагогами, в них работающими.

    — Закон «Об образовании в Российской Федерации»

    Источник: https://yr-expert.com/uchastniki-obrazovatelnyh-otnoshenij-eto/

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.